В Павловск спустя 90 лет вернут молодых и старых оленей. Их с помощью Матвиенко искали в Узбекистане

На мост через протоку от Центрального к Среднему Розовопавильонному пруду в музее-заповеднике «Павловск» вернут скульптуры четырёх оленей. Увидеть их, вероятно, получится уже осенью 2020 года. О воссоздании фигур говорили почти век, и ради этого сотрудникам пришлось подключать дипломатические связи и ездить в Узбекистан.
О планах по восстановлению исторического облика Оленьего моста в Павловске прессе сообщили 4 февраля в Петербурге на конференции в «Интерфакс». Как рассказала главный хранитель парка Светлана Фёдорова, фигуры лежащих животных — двух молодых и двух старых — были утрачены в 1928 году, когда их, вероятно, отправили на переплавку.

Фото: предоставлено Светланой Фёдоровой
«Считайте, именно с того периода Олений мост официально остался без оленей и, конечно, у посетителей возникало много вопросов. По архивным материалам мы знали, что скульптуры с Константиновского дворца в Стрельне, полностью аналогичные нашим, когда-то были отправлены в Ташкент. И вот директор «Павловска» Вера Дементьева переговорила с Советом Федерации, с Валентиной Матвиенко, и попросила, чтобы в Узбекистане сделали копии. Они согласились, и мы уже ждали прибытия оленей, как вдруг выяснилось, что вместо четырёх привезут только две фигуры. Я поехала в Узбекистан, и увидела, что у дворца Николая Константиновича в Ташкенте с двух сторон, действительно, стоят четыре оленя — но все молодые. А старых нет! Куда они делись, пояснить нам так и не смогли», — поделилась с корреспондентом «Фонтанки» Фёдорова.
По её словам, специалисты решили, принять копии пары юных оленей и уже в России на их основе создать взрослых. Скульптуры различаются ветвистостью рогов и пушистостью грудки, а тела почти одинаковые. Бронзовые копии из Узбекистана уже прибыли в Петербург. За отливку оставшихся скульпторы возьмутся в ближайшее время. Закончить работу должны за три месяца, а установить животных — уже будущей осенью.

Фото: предоставлено Светланой Фёдоровой
Олений мост создан инженером и архитектором Алексеем Чикалёвым в 1879 году, над скульптурами работал немец Кристиан Раух. Композиция с животными разного возраста должна была символизировать течение времени. По словам хранителей парка, подобная тема в заповеднике прослеживается неоднократно, в частности, на Кентаврском мосту, где также стоит пара безбородых и пара состарившихся существ.
Помимо прочего к 2021 году специалисты планируют отреставрировать в музее-заповеднике две пристани и одну паромную переправу на Розовопавильонном пруду, утраченную в конце XIX века. Когда-то она соединяла материковую часть Павловского парка с островом Графини Ливен. До конца 2020 года за 13 миллионов рублей эксперты поведут первый этап — восстановят первую пристань и воссоздадут паром. Точные сроки работы на острове пока что не определены.
Также в 2020 году дирекция Павловска намерена провести проектные работы по реставрации Чугунного фонтана в районе Большой звезды. Раньше он украшал площадь перед Музыкальнымм вокзалом, однако из-за того, что здание было уничтожено во время Великой Отечественной войны, остался единственной частью ансамбля. Как пояснили «Фонтанке» в заповеднике, несмотря на то, что в определённый исторический период фонтан выполнял роль светильника, восстановят исключительно его первую функцию. Свет решили не проводить, чтобы избежать «нагромождения». Сейчас объект находится в крайне плохом состоянии.
Среди значимых выставок, анонсированных на новый сезон — экспозиция, посвящённая воздухоплаванию. Перечислять, какие предметы на ней будут выставлены, в Павловске пока отказались, но не стали отрицать вероятность появления там настоящих аэростатов и отметили, что результат должен понравиться детям.
Ольга Минеева, «Фонтанка.ру»

Не то, чем кажутся. Какие экспонаты петербургских музеев рассказывают о войнах и потрясениях — а вы этого не подозреваете
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35
-
07 сентября 2025, 13:50